Реабилитация

Реабилитация

Слуховое воспитание - это возможность развития умения общения твоего ребёнка.
"Я хочу, чтобы гибкий язык сказал всё, что подумает голова." 

Речь является основным средством, служащим для устанавливания и поддержки контактов между людьми. Её правильное развитие зависит от многих факторов, но хороший слух имеет наибольшее значение в процессе становления вербального общения. 

Что такое слуховое воспитание? 

Это ряд действий, основанных на активации остатков слуха ребёнка и развитии способности их использования для лучшей ориентации в окружении и для развития речи. Первые три года жизни - это период самой большой готовности к ассимилации речи слуховым путём. Современные диагностические методы, которые применяются в медицине, позволяют раскрыть дефекты слуха уже в новорождённом периоде и заранее обеспечить ребёнка соответствующим слуховым аппаратом. Этот момент и роль родителей очень важные для хода реабилитации. Именно родители являются гидами ребёнка в новом мире звуков, а их действия должны сосредоточиваться на передаче ребёнку разнообразных слуховых стимулов. Поведение родителей должно быть целенаправленным, продуманным и должно дать возможность ребёнку ассоциировать звуки с явлениями, которые их вызывают. Поведение родителей не может быть ограничено определенным числом слуховых упражнений, а оно должно быть стабильным основанием для формирования слуховой чувствительности ребёнка. Такой подход дает возможность достижения целей слухового воспитания:

  • заинтересованность ребёнка миром звуков,
  • определение разных качеств звуков,
  • определение речи на слуховом пути,
  • развитие языка и звуковой речи.

Такое поведение дает детям с нарушениями органа слуха возможность полного развития, игры со слышащими ровесниками и в будущем участия во всеобщей системе образования. Основой слухового воспитания является повышение чувствительности на звуки окружения, которых источником могут быть:

  • животные,
  • транспортные средства,
  • действия (вбивание гвоздей, укладывание тарелок, стук в дверь и так далее),
  • инструменты,
  • человеческие звуки (плач, смех, кашель, храп),
  • природа (шум деревьев, дождь, буря, ручей и так далее).

Раннее слуховое воспитание это также тренировка вербального слуха. Необходимо ввести в окружение ребёнка речь, пение и музыку. Следует заботиться о том чтобы речь была правильная, чёткая, с ударениями и соответствующей интонацией. Не следует опасаться, особенно в начальном этапе реабилитации, «языка тела», то есть разных жестов и поведений, подчёркивающих смысл высказывания. Слуховое воспитание - это запланированные упражнения с использованием инструментов. Целью упражнений является подготовка маленького ребёнка к исследованию слуха в «свободном поле». Первые игры направлены на обучение ребенка реакции на звук разных инструментов. Затем следует научить искать источники звука и узнавать такие его качества, как высота, напряжение, длина, число и темп акустических явлений. Слуховое воспитание основывается на бессловесном и словесном материале. Это основа аудитивно-вербального метода, окончательной целью которого является развитие звуковой речи ребёнка с дефектом слуха. Каждый не слышащий ребёнок, имеющий слуховой аппарат или имплант, может благополучно пройти через последующие этапы слухового воспитания и общаться с окружением при помощи речи. Основные условия успеха - ранний диагноз, применение соответствующего слухового протеза, отсутствие дополнительных дисфункций развития ребёнка и систематически проводимая реабилитация.