Терапия ребёнка с пороками речи

Терапия ребёнка с пороками речи

Речь cвязана с огромным горизонтом действия каждого человека и влияет на формирование его личности. Если ребёнок научится правильной техники говорения, выразительного произношения звуков и слов, это даст ему большую возможность достигнуть успехов в школе и поможет избегать лишнего стресса. Надо помнить, что неправильное призношение осложняет ребёнку не только жизнь в школе, но и в обществе, и может являться причиной насмешек со стороны ровесников. Результатом речевых трудностей может стать нарушение поведения ребенка. Правильное призношение влияет также на познавательные процессы, особенно на становление чтения и письма. Поэтому следует стараться исправить пороки речи, до того как ребёнок начнёт учёбу в школе.

 

Речь ребёнка начинает формироваться уже во внутреутробный период (появляется весь механизм, который дает возможность познавания звуков речи: мозг, артикуляционные органы, орган слуха). Однако не хватает генетической обусловленности, чтобы ребёнок научился общаться с окружением при помощи слов. Для этого необходимо соответствующее влияние семейной среды и самого близкого окружения, чтобы разные аспекты речи могли развиться правильно. 

Что должны помнить родители?

Не подражай детскому призношению, в контактах с ним не пользуйся уменьшительно-ласкательными формами.

Ты являешься основным образцом произношения речи для ребёнка. Подражание языку ребёнка утрудняет ему учёбу правильной речи. Уменьшительно-ласкательными формами можно пользоваться играя.Не требуй, чтобы ребёнок слишком рано начал произносить отдельные звуки.

Перед тем, как ребёнок научится выражать свои мысли, он проходит через большое количество этапов развития, во время которых совершенствуется чёткость мышц органов речи. Умение чётко говорить развивается вместе с возрастом. Все дети проходят одинаковые этапы, но каждый ребёнок индивидуален, и поэтому может измениться только время, когда ребёнок начнет произносить звуки. Здоровый, нормально слышащий ребёнок усваивает речь до 5-6 года жизни.


В 1-2 год жизни ребёнок должен произносить гласные звуки: а, о, у, и, ы, э и согласные звуки: п, пи, б, би, м, ми, т, д, н, л. 
В 2-3 год жизни ребёнок должен произносить гласные звуки ą и ę (существуют только в польском алфавите) и согласные звуки: в, ви, ф, фи, щ, з, ц, дз, нь, к, ки, г, ги, х, хи, й, с. 
В 3-5 год жизни ребёнок должен произносить согласные звуки: ш, ж, ч, дж, р. 

Однако следует помнить, что все дети развиваются по разному и могут появиться исключения из вышеуказанных правил, так как например при развитии зубов, костей или двигательном развитии. Если ребёнок поздно начал говорить, нельзя ожидать, что в 6-7 годе жизни окончится развитие его речи. Такой ребёнок вынужден посвятить больше времени и усилий, чтобы наверстать упущенное. В случае сомнений лучше всего проконсультироваться со специалистом. 
Дети, которые неправильно дифференцируют звуки речи, у которых ещё не развиты до конца органы речи, и которых заставляют произносить слишком трудные для них звуки, начинают их деформировать и произносить неправильно.

  • Не заставляй ребёнка многократно повторять неправильно произнесенных слов в надежде, что он начнёт правильно их произносить.
  • Не высмеивай, не наказывай, не стыди ребёнка за его неправильное призношение.
  • Не уменьшай равнодушием или терпким замечанием естественной склонности ребёнка к говорению.
  • Не переучивай леворукого ребёнка пользоваться правой рукой без консультации с психологом и логопедом. Такие действия могут стать причиной нарушений произношения ребёнка, в том числе и заикания.


Стоит пользоваться разными ситуациями повседневной жизни (когда ребёнок одевается, моется, ест, играет), позволяя ребёнку спрашивать и давая удовлетворительный и исчерпывающий ответ. Ребёнок охотнее говорит, когда его слушают. Когда в семье хорошая эмоциональная атмосфера, родители удовлетворяют основные психические потребности ребёнка, уменьшают стрессовые ситуации, часто разговоривают друг с другом, тогда увеличивается познавательная активность ребёнка и развивается его речь.

Побуждай говорение ребёнка, даже если он неправильно призносит слова.

Как узнать, что у ребёнка проблемы с речью? 
Надо обращать внимание, появляются ли тревожащие признаки, например, неправильное развитие органов речи (нарушение прикуса, трудности в жевании и отгрызании, несимметричность губ), отсутствие лепетания в соответствующее время (если не появится окола седьмого месяца жизни, следует проконсультироваться с врачом и исследовать слух ребёнка), отсутствие речи у трёхлетнего ребёнка, очень сильная деформация звучания слов ребёнком выше пятого года жизни (надо помнить, что позднее всего в развитии ребёнка (5-6 год жизни) появляются звуки: ш, ж, ч, дж и р). В случае сомнений следует проконсультироваться со специалистом: фониатром и логопедом. Это даст возможность быстро и эффективно развеять опасения или принять соответствующие действия для ликвидации нарушений. 

Что делать, когда ребёнок говорит неправильно? 
Лечение ребёнка с пороком речи следует вести при сотрудничестве логопеда и фониатра (в обоснованных случаях, когда у ребёнка тревожащие признаки в функционировании органа речи). 
Не следует откладывать начало лечения, так как неправильное произношение закрепляется вместе с возрастом и тогда процесс коррекции становится длиннее. Для скорейшего эффекта родители должны активно участвовать в терапии. Принимая во внимание то, что на развитие речи влияют различные деликатные процессы, следует помнить о том, что действия, поддерживающие этот процесс, должны быть продуманными и систематическими. Помощь логопеда необходима в работе над коррекцией речи, а соответствующие упражнения вырабатывают правильные и целенаправленные движения губ и языка. Стоит помнить, что логопедическая терапия состоит не только из занятий у логопеда, но также следует дома выполнять его рекомендации регулярно и тщательно. Результат терапии зависит в большой степени от родителей, которые должны терпеливо побуждать ребёнка к выполнению упражнения. Последовательность действий, награды и похвалы всегда дают хорошие результаты.

Терапия пороков речи 
Мы ведём терапию пороков речи в сотрудничестве логопеда и фониатра. Фониатр осматривает орган речи, что дает возможность исключить патологии в его развитии и исправности, а затем вместе с логопедом планирует ход работы над коррекцией речи. Терапия улучшения неправильного призношения ведётся индивидуально согласно с разработанным логопедом планом. Занятия состоят из упражнений по коррекции артикуляционных расстройств, расширению словарного запаса ребёнка (пассивного и активного) и стимуляции языкового сознания, включая упражнения на фонематический слух и формирование грамматических форм. 
Терапия ведётся систематически по выработанному плану коррекционной логопедической работы. Время терапии зависит от сложности проблемы. Положительные результаты зависят от индивидуальных возможностей ребенка и работы родителей дома. 
Вне зависимости от логопедической терапии ведётся поддерживающая терапия Методом Томатиса (улучшение навыков активного слушания). Соединение этих терапий влияет на улучшение речи у детей.