Метод Томатиса

Метод Томатиса

Психо-аудио-лингвистическая стимуляция и её применения

Кем был Альфред Томатис? 

Профессор Альфред Томатис был французским отоларингологом, который с 40-х годов XX века проводил исследования над ролью органа слуха. Он особенно интересовался проблемой зависимости между слухом и производством голоса и речи.
На основе своих наблюдений Томатис сформулировал закон, который называется первым законом Томатиса и звучит так: «Голос воспроизводит только те звуки, которые ухо может услышать». Иными словами, чтобы правильно контролировать голос и речь, надо уметь слушать себя. Последствием первого закона Томатиса является второй закон: модификация способа слушания приводит к изменению голоса.

Роль органа слуха
Наш орган слуха дает возможность общаться с окружением и то, что мы слышим, влияет на формирование нашего голоса, речи и языка (например, ребёнок, который не слышит не может самостоятельно научиться говорить, так как он отрезан от мира звуков и поэтому его возможность сообщаться с обществом ограничена). Оказывается, что способ действия органа слуха влияет также на усвоение умений чтения, письма и даже на положение тела, согласованность движениея и эмоциональное состояние. Кроме того Томатис считал, что ухо человека это своего рода "динамо", которое доставляет нашему мозгу энергию. Способность слышать определенного вида звуки побуждает мозг, подготавливая его к другим активностям. Томатис считал, что особенно хорошими для нашего организма звуками являются те, которые имеют в своём спектре много составных частей на высоких частотах. Таким качеством характеризуются определённые виды музыки, например музыка Моцарта или григорианские хоралы. Они используются в терапии Методом Томатиса. 

Слуховое внимание - чем отличается слышание от слушания?

Томатис заметил, что слышание это не то же самое, что и слушание. 

Слышание – это пассивный процесс, который зависит от состояния нашего уха. Если орган слуха повреждён, то могут появиться проблемы со слышанием некоторых звуков. Для определения состояния слуха пациента чаще всего выполняется аудиометрическое исследование.

Слушание (слуховое внимание) -это активный процесс. Проще можно сказать, что это умение сознательно принимать звуковые стимулы и потом получать из них информацию. Cлышание – это функция, которая зависит от состояния уха, а слушание – это умение, которое развивается в течение всей жизни человека. Оказывается, чот даже люди с отличным слухом, потверждённым аудиометрическим исследованием, могут иметь проблемы со слушанием. 
Люди с расстройствами слухового внимания иногда пропускают информацию мимо ушей, и им несколько раз необходимо повторять вопросы или просьбы. У них часто могут подозревать тугоухость. Часто бывает, что их орган слуха не поврежден, а нарушено слуховое внимание. 
Причина расстройств слухового внимания может появиться уже в раннем детстве. Поводом этого типа расстройств могут стать, например, частые или длительные отиты ушей (когда ребёнок в течение какого-то промежутка времени частично отрезан от некоторых звуков окружения). Важной причиной расстройств слухового внимания могут быть сильные эмоциональные переживания, например, смерть родителя, усыновление, пребывание в больнице и так далее. Томатис считал, что слуховое внимание – это желание человека общаться с окружающим миром. 

Ниже находится список признаков возможных расстройств слухового внимания:

  • нарушения концентрации внимания,
  • повышенная слуховая чувствительность,
  • ошибочное толкование вопросов,
  • человек часто путает слова, имеющие подобное звучание,
  • необходимость неоднократного повторения просьб,
  • монотонный голос,
  • убогий словарный запас,
  • трудности в чтении и письме,
  • немузыкальность,
  • плохая двигательная координация и плохие спортивные умения,
  • неразборчивый подчерк,
  • ошибочное определение левой и правой сторон,
  • уставаемость,
  • чрезмерная активность,
  • депрессивные тенденции,
  • эмоциональная чувствительность,
  • маловерие в себя,
  • робость,
  • раздражительность,
  • отстраненность.


Слуховая латеральность - правое ухо слышит иначе чем левое?
Важную роль в процессе слушания играет, так называемая, слуховая латеральность. Каждый из нас предпочитает пользоваться одой из рук (чаще всего правой). Этот факт касается также ноги, глаза и уха, хотя в этом случае это не осознанный процесс. Оказывается, что правое ухо слушает немного иначе чем левое ухо, потому что правое и левое полушарие нашего мозга отвечает за разные умения. Левое полушарие называется "рациональным". У большинства людей в ней находятся речевые центра мозга, поэтому разговаривая с кем-то и отвечая на его вопросы, мы активизируем наше левое полушарие. 

Правое полушарие называется "эмоциональным" и "невербальным". Оно отвечает за понимание обобщённых понятий, пространственное воображение, восприятие музыки и, что очень важно, за эмоциональные процессы. Оба полушария общаются и сотрудничают друг с другом, создавая образ действительности и давая нам возможность правильно реагировать. 
По мнению Томатиса, правильня физиологическая латеральность - это латеральность правого уха. Люди, у которых доминирует правое ухо, обращают внимание на содержание высказывания, что особенно важно во время общения, а те, у кого доминирует левое ухо, бессознательно смотрят на эмоциональную окраску высказывания. Томатис считал, что этот "эмоциональный фильтр" может негативно влиять на качество общения. Всем известно влияние (чаще всего отрицательное) эмоции на интенсивность расстройств голоса и речи (напр. интенсивность заикания или нарушения голоса в стрессовой ситуации). Томатис считал, что доминация левого уха может стать причиной разных расстройств голоса и речи. 

Что такое Метод Томатиса (психо-аудио-лингвистическая стимуляция) и на чем основано лечение?

Профессор Томатис разработал метод улучшения активного слушания. Это означает, что у людей с нарушениями слухового внимания и слуховой латеральности существует возможность их улучшения. Терапия заключается в прослушиванию соответствующего звукового материала при помощи специальных наушников, где звуки подаются воздушным и костным путём. Программа стимуляции составляет от 60 до 120 сеансов, которые проходят в трёх сессиях. Один сеанс – это 30 минутный звуковой блок. В день проводится 4-6 сеансов. Расписание сессии имеет чаще всего следующий ход: 1 сессия (60 сеансов), несколько недель перерыва, 2 сессия (30 сеансов), несколько недель перерыва, 3 сессия (15-30 сеансов). Первая сессия - это пассивная часть терапии, во время которой чаще всего используется григорианская музыка и музыка Моцарта, фильтрованная в соответствующий способ. На следующих этапах терапии требуется активное участие пациента, например, чтение. 

Кому может помочь Метод Томатиса?

У детей: 
• расстройства речи (заикание, задержка развития речи, недостатки речи), 
• нарушения голоса (напр. детская хрипота - результат неправильного употребления голоса), дислексия.

У взрослых: 
• расстройства речи (заикание), 
• нарушения голоса – из-за неправильного употребления голоса. 

Метод Томатиса можно также с успехом использовать в случае расстройств голоса у людей, профессионально пользующихся голосом, например певцов и актёров. Методом Томатиса пользовались известные певцы и актёры, среди них Мария Каллас, Ромы Шнайдер и Жерар Депардье. 

Другие применения Метода Томатиса
У детей: 
• трудности в школе, 
• нарушения концентрации, 
• аутизм.

У взрослых: 
• стресс (Метод Томатиса применяется как поддержание борьбы со стрессом, так как он уменьшает напряжение, страх и повышает креативность). 

Как у детей, так и у взрослых Метод Томатиса применяется во время науки иностранных языков. Каждый язык имеет один отличительный для себя спектр частоты. Ребёнок, который проводит время среди говорящих на родном языке, учится его и теряет умение слушания различий, выступающих в других языках, - отсюда, например, проблемы точной передачи иноязычного акцента. Метод Томатиса дает возможность ещё раз "открыть уши" на те частоты, которых мы не применяем в родном языке, а которых слышание необходимо, чтобы говорить правильно на иностранном языке.

Сертификаты
Право использования Метода Томатиса и согласие на применяние названия Метода имеют центры, одобренные АО Tomatis Developpement. Люди, которые проводят терапию, должны постоянно повышать свою квалификацию. Центр Слуха и Речи "Мединкус" в Варшаве имеет разрешение на проведение терапии Методом Томатиса. Особы, контролирующие процесс терапии, являются членами Международной Ассоциации Сертифицированных Консультантов Метода Томатиса (International Association of Registered Certified Tomatis Consultants - IARCTC). 

Информации о Методе Томатиса можно найти на интернет-сайте www.tomatis-group.com