Как читать аудиограмму?

Как читать аудиограмму?

Ухо человека принимает звуки в диапазоне частот с 16 до около 20 000 Гц (среднее число колебаний в секунду) и охватывает до 11 октав. Выше находятся ещё 16 октав, которые причисляются к ультразвукам, и которые частично слышат некоторые животные (напр. Пианино включает в себя только тоны в диапазоне 27-4350 Гц). Чувствительность уха самая большая для 2000-3000 Гц. Затем напряжение звука (сила/ "громкость") оценивается в децибелах (дБ). 

 

4 m

Диапазон слуха человека можно описать, так называемым, слуховым полем, находящимся на аудиограмме между порогом слышимости, разположенным в области аудиометрического ноля (0 дБ) и порогом болевого ощущения, доходящим до 130 дБ, в той же самой шкале. Нормальный слух состоит из звуков с напряжением от 0 до 130 дБ. Выполняя исследование слуха, можно проверить диапазон принимаемых частот с 125 до 12 000 Гц. 

У плохо-слышащего человека слуховое поле уменьшается и сужается. Оно уменьшено почти с каждой стороны: главным образом - смотря "сверху аудиограммы" – из-за "повышения" порога слышимости, справа – из-за сокращения получения отдельных частот, и снизу – из-за "снижения" порога слухового дискомфорта и болевого ощущения. Время от времени слуховое поле сужается. Это является причиной не только невозможности слышания многих звуков, но также деформации приёма тех, которые можно услышать. Получаемые фрагменты акустической информации, даже соответственно укреплённой, очень часто составляют слишком плохую основу для эффективного общения с окружением. 

Что такое тональная аудиограмма? 
В течение многих лет основным исследованием слуха является тональная аудиометрия, то есть определение кривых порога слышимости звуков в диапазоне с 125 до 10-12 000 Гц для каждого уха отдельно. Для определения напряжения звуков используется шкала децибелов, причём 0 дБ – это порог слышания правильно слышащего уха, а уровень 120 дБ - это граница неприятного ощущения, близкая порогу болевого ощущения. На сетке аудиограммы определяется порог слышимости для воздушной проводимости (сигналы подаваемые через наушники) и для костной проводимости (сигналы подаваемые костными наушниками, то есть вибратором, приложенным к кости за ухом). Диаграмма порога слышимости путём воздушной проводимости отмечается сплошной линей, а порога слышимости костной проводимости пунктирной линией. Точки, обозначающие порог слышимости частот для правого уха, отмечаются кружками, а для левого - крестиками. Большое значение имеет присутствие или отсутствие на аудиограмме резервы улитки. Таким образом определяется пространство между кривой костной (выше на аудиограмме) и воздушной проводимости, (ниже на диаграмме). Кондуктивная тугоухость имеет место, когда кривая костной проводимости лежит на уровне 0 дБ а воздушной проводимости лежит ниже, но не выходит за пределы 60 дБ. Таким образом улитка работает правильно, а происходит нарушение проводимости акустических колебаний в среднем или внешнем ухе. При перцептивной тугоухости (повреждение нейросенсорных элементов органа слуха) кривые костной и воздушной проводимости находятся рядом друг с другом. В таком случае нет резервы улитки. Если существует глубокая перцептивная туголухость нет возможности определить кривой костной провидимости по техническим причинам. При смешанной тугоухости аудиограмма обладает чертами характерными для кондуктивной (присутствие резервы улитки) и одновременно также некторыми чертами перцептивной тугоухости (кривая костной проводимости явно ниже по сравнению с нормой). 
Очень трудно сделать вывод на основе аудиограммы, если существует значительная разница в слышании одним и вторым ухом. Если это различие - 40 дБ или больше, определяя порог слышимости хуже слушащего уха, необходимо заглушить шумом лучше слышащее ухо (чтобы не наступило "прослушивание сигнала"). Может тогда оказаться, что ребёнок пользуется только одним ухом, чего не можно увидеть на аудиограмме (если не заглушить одного уха) – т.е кривая теня. В этом можно убедиться только тогда, когда обратимся к ребёнку непосредственно в одно или другое ухо, плотно закрывая второе ухо смоченным и двигающимся пальцем введённым во внешний слуховой канал. 

Современная аудиология является широкой областью науки, систематически развивающейся вместе с прогрессом медицинских наук, техники и диагностических методов. Последнее десятилетие ХХ века - это время больших перемен, время возникновения и использования диагностических и лечебных инструментов, о которых несколько лет раньше никто и не думал. Это дало огромные возможности в борьбе с инвалидностью, как пациентам, так и врачам. Там, где не удаётся выполнить тональной аудиометрии из-за отсутствия сотрудничества пациента, главным образом это касается маленьких детей, используются объективные исследования, благодаря которым мы можем провести диагностику органа слуха уже в первых днях жизни ребёнка.